Исторический экскурс
Период паломнического движения мусульман,
проживавших на территории современной России с IX по XV вв.,
малоизучен, так как в этот временной отрезок просуществовали столько
государств и ханств, что одни исчезали, другие мигрировали, третьи
сливались с другими культурами, теряя свою религию и прошлое. Только
будучи централизованным и постоянным государством стало возможным
восстановить и сохранить свои традиции и историю.
Середина XVI в. в истории России имеет особое
значение. В это время происходит присоединение и освоение новых
земель. Россия стремилась обезопасить себя от набегов врагов с южных
границ, с одной стороны, и выйти на восточный рынок, с другой. Для
нашего исследования особенно важен тот факт, что территории с
коренным населением, исповедующим Ислам, были включены в состав
Российского государства. В 1552 году Иван Грозный осуществил поход
на Казанское ханство, через четыре года, в 1556 году, было
присоединено Астраханское ханство, в 1567 году территория
современной Чувашии и большая часть Башкирии добровольно вошли в
состав России. Ногайская Орда тоже признала свою зависимость в ту же
эпоху. В 1582 году Ермак проник на территорию Сибирского ханства и
разбил войска хана Кучума. Таким образом, весь Волжский торговый
путь оказалась в руках Русского государства. Следствием этого стало
расширение связей с народами Северного Кавказа и Средней Азии – т.
е. с мусульманами.
Падение Казанского ханства в 1552 году и
последовавшее за этим завоевание Московской Русью обширной,
раскинувшейся от Волги до Сибири мусульманской ойкумены –
Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец, Крымского ханств –
стали поворотным в истории народов этого огромного региона. Процесс
централизации Руси вокруг Москвы, начатый еще «собирателем земли
Русской» Иваном Калитой, во второй половине XV века завершается
образованием Московского государства.Его официальной идеологией стала опирающаяся на антично-византийское
наследие православно-церковная доктрина. Вскоре после этого началась
ликвидация всех форм мусульманской государственности (включая и
религию), которая сопровождалась внедрением в христианскую среду
идей борьбы с инаковерием.
Например, в богословских трактатах писателя-публициста первой
половины XVI века Максима Грека содержалась изобилующая нападками и
искажениями полемика с исламским вероучением.
С приходом к власти династии Романовых
отношение православной Руси к Исламу официально закреплялось в
царском указе от 16 мая 1681 года, в котором нетерпимость к
магометанству приобретает характер государственной политической
установки. В петровскую эпоху политика гонений в отношении Ислама,
состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения,
уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому,
что Ислам практически был исключен из активной социальной и
культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Религиозные
преследования заставляли мусульман искать спасения в бескрайних
сибирских просторах, где они на освоенных землях старались сохранить
свою веру, либо переселяться поближе к единоверцам – в Среднюю Азию
(Бухару, Самарканд и Хиву), на Северный Кавказ, в Крым и Малую Азию.
О паломничестве мусульман, вплоть почти до
образования ОМДС в 1788 году, ввиду того, что они подвергались
религиозным притеснениям и массированному экономическому гнету со
стороны «православной правящей элиты», сохранилось мало сведений.
Такая антимусульманская политика вынуждала татар-мусульман Поволжья
и Центральной части мигрировать и в первой половине XVIII века в
более спокойные и менее освоенные районы Приуралья.
В материалах заседаний Екатерининской комиссии за 1767–1769 гг.
видно, что депутаты-татары, являвшиеся представителями разных
сословий, локальных общин и субэтносов, выступали единым фронтом в
отстаивании своих религиозных прав как мусульман. Одним из их
требований был свободный проезд в Мекку и обратно с выдачей
паспортов.
Следовательно, российские мусульмане были лишены возможности
справить один из главных обрядов Ислама – паломничество (хадж).
Восстание под руководством Батырши, которое
имело признаки «борьбы за Магомета»
и произошло, как выразился сам Батырша, из-за «…коварно и
насильственно совращенным из веры Ислама… – вернуться обратно…»,
затем Пугачевское восстание 1773–1775 гг., в котором активное
участие приняли татары и башкиры, вынудили Екатерину II изменить
свое отношение к «инородцам»-магометанам.
Здесь следует отметить, что в промежутке между
1744 и 1788 гг. происходило юридическое оформление
государственно-исламских отношений в целом и отношения правительства
к мусульманскому богослужению. Этот процесс начинался с момента
«воинствующей христианизации», игнорирования Ислама, запрета на
богослужения в мечетях, постепенно переходя к признанию легитимности
мечетей и сотрудничеству с мусульманами.
Первым, глубоко символичным шагом,
свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского
мусульманства, стало введение принципа веротерпимости в 1773 году и
строительство новой мечети в Казани. Императорским указом от 22
сентября 1788 года было учреждено Магометанское духовное собрание в
Оренбурге (далее ОМДС), аналогичное по своим функциям Синоду, как
орган из избранных на определенный срок мусульманских духовных лиц
во главе с муфтием и губернских, областных администраций.
Временем окончания гонений на Ислам в литературе принято считать год
открытия ОМДС.
В Крыму в 1794 году духовным главой мусульманской общины России был
официально признан муфтий Бахчисарая. В 1784 году восстановили в
правах татарских вельмож – мурз и беков, затем всем татарским
купцам, торговавшим с Туркестаном, Персией и другими странами
Востока, были представлены необходимые для ведения коммерческих дел
полномочия. Фактически эти шаги, особенно, учреждение мусульманского
религиозного управления, свидетельствовали о структурировании Ислама
в общеимперское правовое пространство и означали признание
религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства и рядовых
мусульман Российской Империи.
Вторая половина XVIII в. – это время
образования российской мусульманской общественности, консолидации
мусульман. Все требования, направленные властвующей элите Российской
империи, являлись единым для всех мусульман внутренней России.
Первый указ о хадже был подписан императором
Александром I 23 марта 1803 года, разрешавший бухарцам, проживающим
на территории России, получать паспорта и совершать хадж в Мекку.
С 70-х годов XIX века проблемы хаджа мусульман
– подданных России, становятся активно обсуждаемыми во
внешнеполитических ведомствах – министерстве иностранных дел,
посольстве в Константинополе, консульстве в Джидде, открытом в 1891
году. Более того, к этому вопросу были привлечены главы
администрации тех регионов, где компактно проживали мусульмане –
Новороссийский, Туркестанский, Бессарабский генерал-губернаторы и
Кавказский наместник.
Причиной тому, в основном, явилась Кавказская война 1818–1864 гг. и
присоединение большей части Туркестана, территорий с мусульманским
населением, резко отличавшихся не только от Центра, но и от тех
регионов внутренней России, где компактно проживали мусульмане
(Поволжье). В верхах требовали от местных чиновников докладывать
обстановку, связанную с паломничеством мусульман, и принимали
решения на основе этой информации.
Другое дело было с мусульманами, которые
стремились совершить хадж в Мекку. Российские власти выдавали им
паспорта с крайней неохотой, поскольку считали, что «хадж приносит
Турции громадную материалную пользу пожертвованиями...
употребляемыми и на военные нужды», а также полагали, что «во время
хаджа появляются и развиваются разные эпидемические болезни, главным
образом холера и чума».
Статистика, которую вела российская
администрация, тоже вызывала беспокойство. Так, ею было установлено,
что в 1898 году Мекку посетили 1795 российских подданных, причем
около трех четвертей паломников из Средней Азии были выходцами из
Ферганской долины, которая считалась неблагонадежным регионом,
склонным к восстаниям. Однако паломники уходили в Мекку и без
паспортов. Как отмечал один из тогдашних туркестанских журналов, «хаджии,
снабженные по невозможности получения русских паспортов, бухарскими
или даже китайскими билетами... подвергают себя со вступлением на
афганскую территорию вплоть до Пешавера и Кветты всяким случайностям
и целому ряду притеснений и невообразимых поборов». Те же, кто
выбирался из Афганистана живым, становились объектом махинаций и
злоупотреблений многочисленных проводников – «далилей» и местных
чиновников.
Часто бедуинские племена нападали на паломников, грабили и убивали,
после чего Мекканским властям даже приходилось заключать особые
соглашения, гарантировавшие безопасность паломников за определенную
сумму.
Дарб алъ-хадж – так называемая паломническая
тропа, использующаяся паломниками в Святые места из века в век. . Мусульмане шли по маршруту: с
Кавказа, через Стамбул, Дамаск (обходя Иерусалим) по Заиорданью (Восточному
берегу р. Иордан) в Мекку и Медину. Паломническую процессию
возглавлял эмир алъ-хадж; под Дамаском процессию встречал и
сопровождал с вооруженной охраной паша Дамасский, а также мутасарриф
Иерусалимский со своей свитой.
Можно выделить три основных маршрута российских
мусульман: северный, закавказский и южный. Первый маршрут начинался
в черноморских портах – Батуми, Поти, Сухуми, Новороссийске,
Феодосии, Керчи, Херсоне, Одессе и иногда Севастополе. Этот путь
использовался мусульманами-суннитами Европейской части России,
Северного Кавказа и Закавказья. Из этих городов на пароходах они
следовали до Александрии или Порт-Саида. Закавказский маршрут
использовался мусульманами-шиитами, заезжавшими по пути в священные
для них города Неджаф и Кербелу. После этого они собирались в
Багдаде и в составе большого каравана шли в Мекку. Третий путь –
южный, самый удобный для мусульман центральной Азии, Сибири и Урала,
проходил через г. Мазар-и-Шериф на севере Афганистана, потом Кабул,
Хайбарский проход, соединявший Афганистан с Британской Индией, и
Пешавар.
Кроме этих маршрутов, существовало еще два,
используемых малым количеством паломников из России. Эти пути были
из Египта и Сирии в составе караванов. Из Египта добирались либо
сухопутным путем через Суэцкий перешеек, Синайский полуостров, порт
Акабу и до Мекки. По морю добирались из Суэца до Джидды, главного
порта Хиджаза/
Особый интерес вызывают данные всероссийской
переписи населения 1897 г., в особенности, информация
по количеству православных и мусульман в Российской Империи. Тем
самым, мы сможем сопоставить из их общего числа процентное
соотношение по количеству паломников. Нужно отметить, что около 85%
из всего населения России составляли православные (69,4%) и
мусульмане (11,1%). к началу XX
века в процентом соотношении мусульмане активнее совершали
паломничество. Как мы увидели, по количественным данным, перемены и
волнения начала нового столетия особо не сказались на паломниках,
наоборот, их количество увеличилось, как со стороны мусульман, так и
православных. Этому способствовало, во-первых, особое отношение
государства к паломнической традиции своих подданных в конце XIX
века.
Во-вторых, особую роль в увеличении количества российских паломников
начал играть РОПиТ (Российское общество пароходства и торговли),
путь пароходов которого начинался у черноморских портов и напрямую
довозившие до Александрии или Порт-Саида, Янбо и Джидды, откуда
паломники в составе караванов направлялись в святые города Аравии.Большую часть мусульманских паломников в Святые места составляли
мусульмане Кавказа и Закавказья. Эта тенденция сохоранилась и сегодня.
На рубеже XIX–XX вв. в хадж выезжали примерно
от 5 до 10 тысяч российских мусульман. В советское же время
совершить хадж удавалось только малому количеству россиян. Репрессии,
атеистическая система коммунизма сыграли свою роль. К примеру, в
1955 году из СССР паломников было всего лишь 20 человек. И это из
многомиллионной страны! Все изменилось после перестройки.
|