Глава 1. Город Джидда
В 1895 году я служил в г. Джидде, лежащем на
берегу Красного моря, в области Аравии – Геджасе, или Хиджазе, как
выговаривают это слово арабы. Джидда – довольно значительный город,
главный торговый пункт Хиджаза. На его рейде часто останавливаются
пароходы и суда, ведущие сношения Европы с восточной Африкой, южной
Персией, Индией и дальним Востоком. Через Джидду двигается так же
масса мусульманских паломников в Мекку, приезжающих из разных стран
на судах и пароходах. Здесь они высаживаются и совершают сухопутно
поездку в Мекку, до которой от Джидды не более семидесяти верст. Для
охраны интересов паломников в Джидде находятся консульства от
европейских государств, имеющих подданных мусульман: в числе
консульств имеется и русское, в котором я и служил.
Город Джидда расположен на пустынном берегу
моря, как в нем, так равно и в окрестностях, почти вовсе нет
растительности, исключая нескольких финиковых пальм. Джиддинский
рейд не отличается благоустройством. Вода для питья и других
потребностей проведена в город подземными трубами из близлежащих
горных ключей. Водопроводы выстроил бывший мекканский губернатор
Усман-паша.
В городе много богатых купцов как из местных
арабов, так равно и из иностранцев, которые ведут крупную торговлю
хлебом и другими необходимыми вещами. Сюда привозятся хлеб и всякие
товары для всего Хиджаза и затем развозятся по стране караванами в
Мекку, Медину и другие места. Здесь имеются конторы и агентства
некоторых иностранных и пароходных компаний, ведущих торговые и
пароходные сношения между Европой и Востоком: выдающейся
деятельностью в этом отношении отличаются англичане. Вообще Джидда –
модный и бойкий торговый и промышленный город.
Базар помещается посредине города, торговцы
преимущественно местные арабы, а из иностранцев много индийцев,
сирийцев и персов, есть и наши среднеазиатцы: их 40 человек, и все
они занимаются мелочной торговлей в лавках, а также на улицах с
ларей и лотков.
Из местных промыслов жителей можно упомянуть о
гончарном производстве: приготовляют на заводах котелки, горшки и
прочее. Также много приготовляется плетенок из листьев финиковых
пальм. И тем и другим промыслом занимаются преимущественно
аравитянки. Многие из жителей занимаются также ловлей рыбы,
жемчужных раковин и добычей черных кораллов (есюр). Для этих
промыслов богатые люди снаряжают и отправляют в море особые суда и
под начальством доверенных и приказчиков посылают партии своих
рабов, которые существуют во всем Хиджазе, хотя официально рабство в
Турции и уничтожено. Многие занимаются также ловлей саранчи,
употребляемой в пищу.
Этот оригинальный промысел производится так: в том месте, где
собирается много саранчи, промышленники ставят из хвороста столбы и
ночью их зажигают; саранча прилетает на огонь, обжигает крылья и
падает вокруг. Пойманную таким способом саранчу поджаривают в котлах
на легком огне и едят без всякой приправы. Местные жители большие
охотники на них и любители. На базаре саранча продается от 10 до 12
коп. за фунт.
В административном и военном отношениях Джидда
управляется помощником мекканского губернатора – каим-макамом. В
городе расположен турецкий гарнизон в 500 чел. и несколько пушек.
Для помещения солдат имеются две казармы: одна находится на берегу
моря, близ места, где высаживаются с кораблей паломники, а другая –
у могилы Евы.
Особых достопримечательностей в городе нет,
исключая могилы Евы, находящейся за городом, посреди большого
кладбища. Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин, в
голове поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими
надписями, и растет финиковая пальма, в ногах растут какие-то
кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одной
крышей: одно из них считается мечетью, а в другом имеется гробница,
к которой приходят паломники и прикладываются. У выхода, снаружи,
находится выдолбленный в большом камне резервуар, напоминающий собою
колоду, в которой поят лошадей, в него наливают воду. Здесь живет много шейхов, а еще больше нищих женщин и
детей; они собирают подаяния с являющихся на поклонение паломников.
Как сказано выше, могилу Евы окружает кладбище,
на котором, между прочим, похоронен первый русский консул в Джидде
д. ст. сов. Шагимардан Мирясович Ибрагимов,
умерший от холеры в первый же год своего назначения в 1892 году.
На его могиле поставлен камень с надписью на русском и арабском
языках его преемником консулом господином Левицким.
Так как Ибрагимов был очень известен в
Туркестане и вообще в Средней Азии, где он долго служил, то считаю
не лишним привести собранные мною от некоторых лиц сведения о его
смерти. Тем более это характеризует вообще положение паломников во
время эпидемий в отношении полной беспомощности по неустройству пути
сообщения между Джиддой и Меккой и по недостаточной заботливости о
них местных арабов и турецкого правительства.
Живя вблизи Мекки, Ибрагимов как мусульманин в
первый же год обязан был совершить в нее хадж, т.е. религиозное
путешествие для поклонения мусульманским святыням. К его несчастью,
в том году была сильная холера, и она особенно разыгралась в Мекке в
«день Арафата» – в тот день, когда по порядку выполнения обрядностей
хаджа, паломники ходят. Несчастный Ибрагимов сильно перепугался и
прямо с Арафата отправился безостановочно в Мекку. Здесь заболела
его жена или от холеры, или же от переутомления во время быстрого
движения с Арафата. Оставив жену в Мекке, Ибрагимов с двумя
джигитами (слугами) и с одним из туркестанцев выехал в Джидду. С ним
поехал также еще какой-то врач египетской службы. При выезде все
были здоровы и ехали верхом вместе с караваном. В первой же кофейне
остановились отдохнуть: пили кофе, чай, закусывали. Двинувшись
далее, не проехали они и несколько сот сажень, как Ибрагимов вдруг
заболел расстройством желудка. С ним сделался (случился) сильный
кровавый понос. Слуги сняли его с седла и положили на землю, врач
начал его растирать и предложил принять какое-то лекарство, но
больной решительно отказался.
Чувствуя крайнюю слабость, больной приказал
положить себя в тахтарван – особое сидение, устраиваемое из двух
брусков, которые уклоторые укладываются на двух мулов или верблюдов,
пространство между брусками переплетается веревками наподобие того,
как это делается в сартовских[4]
кроватях; в тахтараване можно сидеть и лежать во время движения,
пользуясь известными удобствами. Больного уложили и поехали дальше.
Спустя некоторого времени, врач приказал одному из слуг осмотреть
больного и ощупать его тело. Слуга сказал, что тело больного уже
похолодело. Врач ускакал вперед, сказав, что будет ожидать в
следующем кофейне, но его больше и не видели. Он уехал в Джидду,
бросив умирающего на произвол судьбы. Ибрагимов скончался, не
доезжая станции Хадда. Тело его было доставлено в Джидду, где и
похоронили его близ могилы Евы.
О причине смерти Ибрагимова ходит и другой слух,
но я его рассказывать не буду, не имея в руках каких-либо
доказательств. Покойный Ибрагимов, будучи консулом, как
рассказывают, относился к своим обязанностям ревностно и вел дело
энергично, а потому его до сих пор со злобою вспоминают разные
далили, вакили, те наши туркестанцы, которые в Джидде берут от
легковерных паломников деньги на сохранение на время поездки в
Мекку, и вообще все проходимцы, живущие исключительно обиранием
паломников, всячески их (паломников) эксплуатируют. Он, как русский
консул, старался защищать своих соотечественников от этой саранчи,
которая нападает на них в Хиджазе, и вообще помогал им по мере
возможностей. Нужно заметить, что, хотя мусульманская политика в
Хиджазе и кажется с вида очень простой и невинной, но на самом деле
она весьма мудреная и лукавая. Наше же консульство в Джидде –
учреждение еще очень молодое и очень слабо гарантированное, что
видно, например, из нападения арабов на консулов христианских держав
в Джидде в 1895 году. Европейскому консулу здесь нужно быть
чрезвычайно осторожным.
Нравы жителей Джидды не отличаются особой
чистотой, что нужно приписать существованию невольничества и
торговому характеру города, полному иностранцев, собирающихся сюда
почти со всех концов света. Здесь, как впрочем, и во всем Хиджазе, в
обычаях садомитство
называемое в Средней Азии «бачебазством»,
и не известно, кто у кого заимствовал этот позорный грех, за который
у европейцев полагаются уголовные наказания, – туркестанцы ли у
арабов, или же арабы у туркестанцев. Под городом есть также родные
притоны, находящиеся без всякого наблюдения со стороны местного
начальства в медицинском и санитарном отношениях.
|