Народы и территория современной Росси имеют давние связи с
мусульманским миром. Уже в 22 году мусульманского летоисчисления г.
Дербент (тер. современного Дагестана) становится частью халифата. Позже
распространение ислама охватило земли Волжской Булгарии, Золотой Орды и
многие ханства и княжества Северного Кавказа. Естественно, тогда
количество паломников было невелико из-за трудностей хаджа,
политических и военных преград. Хадж был доступен для знати,
мусульманских ученых, купцов и просто путешественников.
Хадж на протяжении столетий являлся единственной живой связью с
мусульманским миром, посредником в обмене идей, знакомил народы с
достижениями исламской цивилизации. Поэтому для народов, находящихся
вдалеке от главных центров исламского мира, хадж имеет особое значение, не говоря уже об огромном значении в духовной жизни мусульманина.
История сохранила описания паломничества в Мекку представителей монархических династий. Например, зафиксирован хадж
казанской царицы Нурсултан в 1494 году. Ее маршрут проходил через Крым
по Черному морю в Александрию и Каир и далее в священные города Мекку и Медину. Позже в переписках с
русским царем Иваном III она именует себя «царица Ази», т.е. хази,
хаджия. Русские летописцы именуют ее именно этим именем.
В 1517 году, в возрасте около 70 лет, она совершает хадж повторно.
В 1524 году ее сын, казанский хан Сахибгирей для совершения хаджа оставляет трон своему 13-летнему племяннику Сафагирею.
|