Категории раздела

Хадж-2006 [1]
Истории паломников совершивших Хадж в 2006
Хадж-2007 [3]
Истории паломников совершивших Хадж в 2007 году
Хадж-2008 [0]
Истории паломников совершивших Хадж в 2008 году
Исторические описания Хаджа [11]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 363

Поиск

Статистика





Среда, 24.04.2024, 16:19
| RSS
Хадж. Виртуальная энциклопедия
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Мой Хадж » Хадж-2006

Как я совершала Хадж

 

Бисмилляhи маша Аллаh
Хадж 2006, январь.
Прошло уже несколько лет эмоции и чувства постепенно стали отстраняться и я, наконец, могу немного написать вам свой рассказ как я совершала Хадж. Думаю, что это будет приземленный рассказ о скорее бытовых сторонах Хаджа, потому что духовную сторону Хаджа до сих пор сложно передать словами, труднее поделиться эмоциями...

Началось все с конкурса «Кто поедет в Хадж», на который я стала отвечать, не столько из желания выиграть (на это я даже боялась надеяться), сколько из интереса найти на все ответы, укрепить свои знания и попутно подзадоривая других своим примером, желая заразить азартом желания дать ответы (в надежде что может и знания в процессе поиска к кому придут хоть какие-то...). В первом туре я выиграла фотоаппарат, который в последствии взяла с собой в Хадж и фотографировала...

Надежда на сказку и нечто необыкновенное живет в каждом из нас, но редко становится явью. Вот и я, хотя я мечтала, отвечала на вопросы конкурса, читала Дуа о Хадже, но как что-то возможное, реальное, не воспринимала. Даже когда назвали мою фамилию и объявили, что я выиграла поездку в Хадж, сердце мое радостно забилось, надежда усилилась, но до конца так и не поверила что я действительно поеду в Хадж. Быть может боялась надеяться и потерять надежду... И только в день отъезда, когда, наконец, спустя все волнения «пустят-непустят» были позади и я стала садиться в автобус, только тогда я действительно поверила что я еду и мечты сбываются!!!

Нас — отправляющихся в Хадж, собрали в мечети, устроили торжественные проводы с мадихами о хадже, пожеланиями. Все было очень волнительно-приятно и тепло, но немножко страшновато — как воплотить все теоретические знания о Хадже в жизни, как совершить все правильно, чтобы Хадж был принят, как избежать всех грехов, как не растеряться в сложных ситуациях...

Перед Хаджем в мечети проходили хорошие подробные курсы о совершении Хаджа для всех желающих. Благодаря им, те кто не пропускал занятия и внимательно слушал уроки, знали последовательность предстоящих событий, необходимых действий, и были более спокойны. Очень жалко было, что не могли поехать в Хадж две женщины, которые мечтали поехать и действительно были этого достойны. (И как до слез я была рада, когда спустя год узнала, что они счастливые вернулись из Хаджа следующего года.)

Нас привезли в аэропорт, там разделили на условные группы по пять человек, чтобы мы знали друг-друга и никто не потерялся. Вскоре все благополучно об этом забыли. Всего нас было около 70 человек. Одна группа летела сразу в Рияд КСА, и оттуда уже на автобусе до Мекки. Другая группа, в которой ехала и я, летела до Амана Иордании, а оттуда на автобусе через Пресветлую Медину в Священную Мекку. В Мекке были все вместе. Назад возвращались группами, как и прилетели. Ехать через Иорданию было сложнее, но интереснее.

Уже в самолете некоторые стали читать дуа, «ляббейка ллаhумма ляббэйк», но в основном многие спали — самолет вылетал почти ночью, за день сборов и волнений люди устали, и попав в самолет сразу уснули. Во время перелета нас кормили. По предварительной просьбе для паломников приготовили рыбные порции, чтобы избежать не халяльного мяса.

Прилетели в Амман рано утром (или поздней ночью — кому как нравится). Почувствовали воздух Иордании и сонные прошли таможенный контроль и стали ждать наш автобус. Утром приехал автобус, который был «нашим» до самого возвращения из Хаджа, назад в Амман. Водители были иорданцами, приветливые хорошие люди. Мы переоделись в более легкие одежды, погрузились в автобус, в грузовой отсек убрали все то, что не понадобится до гостиницы в Медине, взяв в салон только самое необходимое — деньги, документы, по необходимости немного еды-воды, еще более легкую одежду.

Деньги конечно надо брать не рубли-гривны, а доллары. Причем имейте на первое время мелкие купюры по доллару — менять на иорданские деньги особо негде, некогда, да нет необходимости. В Иордании проездом, тратить особо негде, а в случае необходимости принимают и доллары.

Еды в салон много брать не нужно — по дороге мы останавливались у небольших дорожных магазинчиков, кафе, где покупали все что нужно, в кафе были очень вкусные блюда. Порции что в Иордании что в Саудии очень большие, например, очень большая тарелка риса, соус (не помню как это правильно называется) из тахины, большая курица гриль и много горячего арабского хлеба. Многие женщины брали одну порцию на двух-трех человек. Я на протяжении Хаджа брала сок гуавы и манго — там он иногда дешевле апельсинового сока и очень вкусный. (Потом как то увидела, свежую гуаву, купила полкило, предвкушая как буду есть сладкий плод и... еле доела «потому что надо» одну безвкусную гуаву. И как из такой пластмассы получается такой вкусный, сладкий плод ?)

По дороге из Иордании в КСА в автобусе было прохладно. Мы сняли зимние одежды, переоделись в более легкие одежды но, замерзнув при +20, некоторые достали пальто и укрылись поверх легкой одежды, вместо одеял. В Иордании в Аммане холоднее, чем в Медине, а в Медине холоднее, чем в Мекке. Поэтому пальто в автобусе в Иордании очень пригодилось. Когда было холодно, можно было укрываться, когда тепло, снимать. (Забегая вперед, скажу, что в КСА уже очень жарко и нужно приготовить заранее пакет с еще более легкими одеждами, ихрамом для мужчин.)

На протяжении дороги из Аммана в Медину, кроме остановок для автобусов с магазинчиками и кафе для отдыха и еды, не было никаких городов-поселков. Только долгие песчаные земли с редкими колючками, виднеющиеся вдалеке линии электропередач, и пару раз видели маленьких облезлых верблюдов гуляющих без людей — совсем не такие как «показные» «прогулочные» верблюды. «Декоративные» верблюды, украшенные цветными седлами, с нагруженными на них кабинками, укрывающих сидящих в них от солнца, в ярких цветах и гирляндах, тоже встречались нам во время предварительной ознакомительной поездки на Арафат. На их фоне фотографировали за 10 (риал?) — около 2х долларов.

Ехали мы несколько часов. Незадолго до границы Иордании с КСА, мы наконец, заехали в какой-то городок чтобы прочитать Намаз. Арабские страны своей песчаной пылью напоминают мне наши стройплощадки, а невысокие здания с прямыми крышами — словно еще недостроенные дома. Была пятница и время Джумаа, но мы были путешественниками. Мы сделали омовение. Те, кто соблюдает по Шафии, совместили полуденный и предвечерний Намаз, пользуясь правом путника. Мы спешили, поэтому долго там не задержались и сразу после Намаза поехали дальше.

Что я заметила, во всех мечетях всех арабских стран, в которых я была, кроме Мечети Пророка и Мечети Аль-Харам, вода из крана была только холодная, причем не просто холодная, а ледяная. Горячей воды нет. Везде есть кабинки для большого омовения с такой же ледяной водой. Зеркала тоже большая редкость. Мне, привыкшей, что в нашей мечети в комнате для ууду есть зеркало и можно смотреть в него, чтобы ровно завязать хиджаб, было непривычно делать это вслепую, ощупывая свою голову контролируя правильно ли он завязан. Удивляюсь, как арабки одевают хиджаб почти мгновенно, красиво и без всяких зеркал. И очень быстро делают ууду. Наверное, это навык и опыт, выработанный многими поколениями мусульманок.

Иорданскую границу прошли легко, у нас проверили документы, пожелали нам удачного совершения Хаджа и мы поехали дальше. Нас предупредили, что в КСА будет сложнее и дольше при въезде в страну и при въезде в Мекку. И вот мы въехали на таможенный пункт Саудовской Аравии. Это выглядит как большой советский, провинциальный автовокзал с закрытыми киосками, огороженный забором. Только «посадочные стойки» странные и «билетеры» сердитые и привередливые. Находились там, около трех часов. Не очень удобно. Все вышли из автобусов, выгрузили свои вещи, заполнили бумаги, отдали документы и стали ждать. На границах важно присутствие человека владеющего арабским языком и имеющим деловые качества и опыт для решения разных проблем. Аль хамду лиллях у нас был такой человек. (У всех людей разные способности, и умение решать одни проблемы не всегда означает умение быть хорошим организатором и личностью в других ситуациях... И наоборот... Но это так, отступление от темы...)

Через некоторое время нам сказали приготовить сумки для досмотра. Там несколько рядов длинных железных «столов», на которые выкладывают вещи для довольно строгого досмотра. После всех процедур мы наконец-то сели в автобус и поехали дальше...

... Мы наконец то пересекли границу с КСА, прошли строгую таможню, и направились к следующей своеобразной таможни для хаджи у Пресветлой Медины.

Там мы тоже провели часа четыре... Что из себя представляет эта «таможня»? Тоже что-то вроде большой автостоянки. Там опять проверяют все документы и окончательно выдают разрешение на Хадж.

Пока люди ждали проверки документов, их бесплатно кормили. Всех одинаково — арабский хлеб и плошка арабской...(не знаю как это назвать...) похлебки. На вкус похоже на негустое гороховое пюре. Кажется с кунжутным маслом. На вкус... Незнаю, у меня были двойственные чувства — с одной стороны вкусно, а с другой стороны... непривычно и хотелось чего-то еще посытнее и привычнее.

Там же были первые продавцы-лоточники разных дешевых сувениров, масляных духов, тасбихов, можно было купить одежду для Хаджа, шальвар-камис для мужчин, ихрам, специальные пояса-кошельки для ихрама. Мужчинам можно купить все там, женщинам рекомендую брать пару легких для самой жаркой погоды платьев для Хаджа из дома — там продаются платья, но они очень плохого качества, просвечивают, на мой взгляд почти 90% из них не годятся для прикрытия ауры. В Мекке уже можно купить платье более качественнее, но пока вы доедете до Мекки, по пути будете переодеваться в одежду для Хаджа, входить в ихрам, пока устроитесь в гостинице, потом скорее всего сразу пойдете скорее к Кабе, а не по рынкам, и готовое легкое платье вам очень пригодится. Хотя бы на первое время. Чуть позже я напишу об этом еще, инша Аллах.

В Медине мы не стали задерживаться надолго, что бы легче попасть в Мекку и не попасть в своеобразную пробку, и не выезжая за пределы «таможни» в город, покинули Медину и отправились в Мекку. (Только две женщины (вернее одна =)) в ультимативной форме огласили, что потом они в Мечеть Пророка не смогут пойти и поэтому поедут сейчас. Я промолчала. Пришлось некоторым мужчинам сопровождать их — ловить такси и бегом туда-обратно. Остальные завидовали и хотели тоже. (Кстати потом они все же пошли в мечеть второй раз =)) ) )

На пол пути от Медины к Мекке мы подъехали к большой и очень красивой мечети. Вернее сама мечеть не очень большая, но на ее территории большая территория где люди могут делать Сунну-гусуль перед вступлением в Ихрам. Рядом можно купить полотенца, одежду для ихрама (как я и говорила уже, мужчинам можно смело покупать ихрам там, а вот женщинам лучше взять платье и хиджаб из дома.) Там очень несколько отделений, в каждом из которых много своих отделений, в которых индивидуальные душевые — заходишь, закрываешься, там комнатка примерно 1,5*2 для переодевания — с вешалками и лавочкой, и из нее переходишь в туалет, в душевую. Сунна также сбрить лишние волосы на теле. Сделав гусуль с намерением что это Сунна-гусуль перед вступлением в ихрам, ууду для Намаза, люди переодеваются в одежду для Хаджа, выходят из душевого отделения и идут в саму мечеть.

В мечети люди читают Сунна-Намаз в 2 Рак ата для Ихрама. После Намаза встают лицом в сторону Ка бы и делают намерение о вступлении в состояние ихрма, произнося про себя слова «дахальту фи амалиль-Хадж» («Я приступил к совершению Хаджа»). После этого произносят ат-тальбияh: «Ляббайкя ллаhумма ляббайк, ляббайкя ля шарикя лякя ляббайк, инналь-хамда уан-ни мата лякя уаль-мульк, ля шарикя ляк» («О Аллаh! Мы повиновались Тебе и отозвались, нет у Тебя соучастника; воистину, Тебе хвала, власть принадлежит Тебе и блага; нет у Тебя соучастника»). После этого читают Дуа о благе и Рае, просят защиты от Ада. Затем читают Ду а о том, что желают себе и своим близким или для кого желают. (Слова ат-тальбияhа паломники со всего мира часто повторяют в разных ситуациях на протяжении всего Хаджа, и почти все время откуда нибудь доносилось «Ляббайкя ллаhумма ляббайк+». И мы тоже часто все вместе повторяли этот Зикр.)

Мне очень понравилась эта мечеть, там очень красиво, красивая архитектура, растут цветы, зелень, там приятно читать Дуа и отдыхать после долгого пути. Тут начинается Хадж. Оттуда не хотелось уезжать так быстро, но мы опять спешили на автобус что бы успеть в гостиницу Мекки до ночи, и мы опять поехали.

К 12 ночи мы въехали в Священную Мекку. Пока ехали к гостинице, все смотрели в окна, всем не терпелось скорее хоть издалека хоть краем глаза увидеть мечеть Аль-Харам, было радостно видеть город, в котором родился и жил Пророк Мухаммад, мир Ему.

В Хадже люди бывает испытывают контрастные чувства — то прекрасное то ужасное. Поэтому для совершающего Хадж, полезно будет запомнить и при виде чего-либо удивительного или чего-либо непонравившегося, говорить такие слова-Сунну: «Ляббайкя инналь- айша айшуль-ахироти» («О Аллаh! Мы повиновались Тебе и отозвались; истинная жизнь — это жизнь на Том Свете»).

...Сначала подъехали к одной гостинице, но потом решили переехать в гостиницу поближе. Пока стояли у первой гостиницы, впервые ненадолго вышли в самой Мекке подышать настоящим Мекканским воздухом. Воздух в Хадже пахнет иначе чем в других местах, очень приятно, словно из Рая доносится легкий аромат. Все хаджи приезжают словно пропитанные этим манящим запахом, и сохраняют его еще долгое время. И вещи тоже пахнут Хаджем...

Около половины первого приехали к нашей гостинице. Наша гостиница была не шикарным пятизвездочным отелем, но удобной. Нас расселили по комнатам. Около 6 человек в комнате в среднем. На две комнаты одна душевая с туалетом. Туда часто была очередь перед омовением и просто, потому что от жары люди потели и потом хотели принять душ. Поэтому старались делать все очень быстро. К сожалению, некоторые женщины в целях экономии времени заходили туда вдвоем, типа пока одна принимает душ другая одевается, делает другие дела и малое омовение, видя ауру друг друга. Некоторые пользовались мылом с запахом, и на замечания что это нельзя отвечали что якобы не могут ходить грязными. Увы... В гостиницах Мекки стоят похожие железные кровати (типа какие раньше были в советском союзе, но гораздо более красивее и удобнее. На матраце застелены простынь, подушка, одеяло без наволочки. Все чистое. Тумбочек не наблюдалось, все вещи хранили под кроватями. В моей комнате был балкон. На каждом этаже была маленькая общая кухонька. На которую, впрочем, без особой надобностью не хотелось заглядывать в связи с тем что на каждый туда заходящий считал нужным за собой убирать. В основном заходили там, чтобы поставить чайник для чая. В гостинице не кормили (еще до Хаджа мы выбрали что будем в гостинице без питания), но рядом с гостиницей было недорогое кафе где можно было вкусно и очень сытно покушать. Но об еде расскажу попозже. В каждой комнате был кондиционер, вентилятор. Но мы им старались не пользоваться, потому что часто было настолько жарко, что дуновение вентилятора или холод кондиционера становился причиной простуды.

Почти всем не терпелось скорее увидеть Кабу и через два часа для желающих организовали поездку к Кабе. Желающие были, наверное все. Усталости от дальней дороги, сна, голода как не бывало. Мы сели на наш автобус или поймали маршрутные такси-микроавтобусы (уже не помню всех подробностей Хаджа — в сердце осталась память о чувствах, но стерлись некоторые детали о материальном). Первые дни Хаджа, когда не все паломники еще приехали и народу было мало, автобусы возили паломников от гостиниц к Мечети Аль-Харам, такси были дешевле чем в основные дни Хаджа. К примеру, в начале Хаджа легковое такси я брала от Мечети Аль-Харам да гостиницы за 15–20 риал, в пик Хаджа и за 100 было сложно найти. Первые дни автобусы возили людей к Мечети по расписанию, желающие поехать в другое время могли брать такси. Через пару дней автобусу смогли ездить только в объезд, еще через пару дней совсем в объезд ( =)) ну не филолог я ) и приходилось брать или маршрутное такси на несколько человек и ехать в объезд, или идти пешком около двух километров. Женщины были намного выносливее и намного лучше ориентировались на улицах чем мужчины, и поэтому когда автобусы перестали ходить, не стали ждать как мужчины, когда же кто-нибудь «возьмет их за ручку» и покажет где что находится, как куда пройти. И первые пошли сами пешком к Кабе. Иногда мужчины спрашивали у женщин как куда пройти. («Как за муженской спиной» =)) )

Итак, вернусь к первой ночи в Мекке. Это была самая сладкая первая ночь. )) Хотя... Не без ложки дегтя из-за некоторых человеческих факторов. И в Хадже не у всех есть собр и ихсан (терпение и хорошее, мудрое отношение к другим людям), и в Хадже могут появится смертельные обиды. О люди! Будьте терпеливее, добрее и мягче! Воистину, Хадж — это испытание. Чтобы мы познали себя и друг друга... Много, очень много, почти каждый час, были такие ситуации, когда требовались мудрость, терпение и ихсан. Не забывайте, что в Хадж едут разные люди, с разными привычками, культурой, знаниями, характерами... А Хадж нужно совершить не только правильно, соблюдая все ритуалы, но и достойно, не причиняя вреда и обиды братьям и сестрам по Вере.

Но буду рассказывать о себе... Сколько было первых впечатлений! Мы подъехали к Благословенной Мечети Аль-Харам и вошли в Мечеть. Все оказалось не совсем так, как я представляла саму Мечеть и Кабу по картинкам до Хаджа. Ухх!!!!!!! Дух захватило от реальной нереальности всего происходящего и окружающей красоты! Все было иначе, просто по-другому... Торжественно-красиво, завораживающе-благословенно... Но я опять чуть-чуть опередила главное )) Сама мечеть оказалась очень большой, трех этажной, на плоской крыше тоже ходили и молились люди, внутри большие залы, очень много полок с мусхафами (экземплярами Священного Корана), которые может взять и читать в Мечети любой. Люди кто читает Намаз, кто читает Коран, кто Дуа, кто-то просто отдыхает сидя или лежа, некоторые спят (некоторые и не уходят от туда в гостиницу, спят там), совершают таваф (обход вокруг Кабы). Когда мы вошли, мы не увидели сразу Кабы, до нее еще нужно было дойти. Нам напомнили, что если человек впервые видит Кабу, и читает при этом Дуа, то его Дуа ин ша Аллах, примется. И мы с замиранием сердца пошли навстречу Кабе...

Шла стараясь не поднимать глаза, чтобы сразу увидеть Кабу полностью, хотя некоторые уже увидели частичку Кабы... Потом мы дошли до выхода во внутренний двор, в центре которой стоит Каба, остановились, и я подняла глаза на Кабу... Сердце то останавливалось то билось от переполняющих чувств, от Кабы невозможно было отвести глаз... Казалось, я забыла обо всем другом. Но все же собралась и стала читать Дуа...

...Когда я кого-то спрашивала, кто уже был в Хадже, сбылось ли его Дуа, люди затихали и становились молчаливо задумчивыми, наверное в этот момент мысленно они были в прошлом, в ту минуту, когда впервые стояли перед Благословенной Кабой в Мечети Аль-Харам и читали Дуа...А потом не отвечали прямо на вопрос и уходили от ответа... Не отвечу теперь и я... Каба показалась такой маленькой, и двор показался не таким большим, как я представляла себе его на картинке...

Маленькие дополнения рекомендательного характера.

Основные проблемы там — простуды, проблемы с желудком, переутомление, потеря группы.

Какой вопрос следует изучить людям перед Хаджем помимо правил Хаджа?
В Мечети Аль-Харам в период Хаджа, особенно в период пика его дней, очень много народу. Особенно перед Намазом. Во время Намаза многие ворота в мечеть закрываются во избежание давки, ибо там итак уже негде встать, и выйти оттуда тоже в это время сложно. Что бы занять место получше, надо заходить за час, лучше за два, до начала Намаза. Туалетов внутри нет, ууду женщинам тоже негде делать — закрытых помещений чтобы открыть ауру и сделать ууду, для женщин внутри нет. Мужчины часто делают ууду из источника зам-зам у всех на виду, но для них руки до локтей и волосы- это не аура, в отличии от женщин. Туалеты, места для гусуля и ууду есть в двух местах за пределами Мечети. Один поближе, не очень уютный и маленький, и от того с постоянными, длинными очередями, а другой очень большой, чистый, с душевыми кабинками с теплой водой с зам-зам, чуть подальше, с другой стороны. Что бы выйти из Мечети и дойти до туалета, надо около 15 минут минимум — если народу не очень много и все двери открыты, а это бывает редко. Что бы выйти из Мечети и дойти до туалета, очиститься если необходимо, от наджасы, сделать ууду, а потом вернуться, надо минимум минут 40 — если опять же, предположить что народу мало, все открыто, и сами вы делаете ууду и ходите очень быстро. У многих людей ууду не держится долго, не обязательно по причине болезни, может и случайно в наджасе испачкаться или ууду нарушиться, уже когда человек внутри. И не всегда люди имеют возможность быстро выйти из Мечети для ууду и других нужд. И поэтому бывает что люди неволей пропускают Намаз.
Советую людям узнать как поступать в таких ситуациях. Слова «надо готовится к Намазу и Тувафу заранее» не подойдут — человек может подготовится, а перед Намазом потерять ууду, и после этого как бы он ни старался, не успеть сделать ууду заново.

С чем еще часто сталкиваются паломники? С тем, что почти все теряются и не один раз, поэтому нужно уметь ориентироваться на местности и (или хотя бы) иметь при себе бумажку с подробным адресом и телефоном гостиницы, в которой вы остановились, и немного денег на такси до нее. В крайнем случае, вы сможете показать бумажку с адресом таксисту, даже если вы не знаете арабского, и он отвезет вас домой.

--------------------------------------

Еще раз скажу что целью моего рассказа не было передать те душевные чувства, которые человек испытывает в Хадже, я не в состоянии это передать, наверное каждый должен испытать это сам. Но скажу лишь что часто это настолько мощный стресс от впечатлений, испытанного, что что-то меняется в человеке после Хаджа. Положительный или отрицательный, это я не могу сказать за всех... Также мой рассказ не является учебным пособием для совершающих Хадж. Каждый перед совершением Хаджа должен внимательно изучить все правила Хаджа, все фарды и ваджибы, что обязан совершить в Хадже, а что ему запрещено в Хадже, знать последовательность всех действий. Наверное мой рассказ всего лишь для тех кто хочет взглянуть на Хадж с бытовой точки зрения... Также мой рассказ не является художественным рассказом, и даже на газетную статью не претендует. Писала спеша за мыслью, стараясь далеко не уходить от последовательности событий, иногда забегая далеко вперед. В общем, не судите строго за этот сумбурный рассказ.

 

Категория: Хадж-2006 | Добавил: haj (18.05.2009)
Просмотров: 6974 | Рейтинг: 4.8/44 |
Всего комментариев: 0

...